Вы здесь

Порядок осуществления контроля за деятельностью органов ЗАГС

В соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденным приказом Минюста России от 20.11.2012 № 212 (далее – Административный регламент), Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы (далее - Минюст России, территориальные органы) осуществляют полномочия по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе при проведении проверок деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребовании документов и внесении предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

Предметом контроля в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния является обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Предметом надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния является соблюдение органами ЗАГС обязательных требований, установленных законодательством об актах гражданского состояния, и требований, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственная функция исполняется в виде проверок.

Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

- проведение проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов);

- принятие по результатам проведенной проверки мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Проведение проверок

 

Проведение проверок включает в себя следующие административные действия:

- принятие решения о проведении проверки;

- подготовка к проверке;

- проведение проверки и подготовка акта проверки;

- ознакомление с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа ЗАГС.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Основанием проведения плановой проверки является в Минюсте России план командирования, а в территориальном органе - план проверок органов ЗАГС (далее - план проверок).

Планы проверок утверждаются приказами Минюста России или его территориального органа. Основанием для включения органа ЗАГС в план проверки является истечение трех лет со дня начала деятельности органа ЗАГС или окончания проведения последней плановой проверки.

В планах проверок указываются следующие сведения:

1) наименования органов ЗАГС, деятельность которых подлежит плановым проверкам;

2) календарный месяц и сроки проведения каждой плановой проверки;

3) наименование структурного подразделения Минюста России, его территориального органа, осуществляющего конкретную плановую проверку.

Планы проверок утверждаются в порядке, установленном Минюстом России.

Приказы Минюста России, его территориального органа об утверждении планов проверок оформляются в соответствии с инструкцией по делопроизводству в Минюсте России.

Изменения в планы проверок вносятся на основании приказа Минюста России или территориального органа.

Копия утвержденного плана проверок территориального органа в десятидневный срок направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории данного субъекта Российской Федерации.

Плановые и внеплановые проверки могут проводиться одним уполномоченным лицом или комиссией в составе двух и более уполномоченных лиц, один из которых является председателем комиссии.

Проверка органов ЗАГС проводится за период, не превышающий трех лет, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (проверяемый период).

Основанием для принятия решения о проведении плановой проверки является план проверок, утвержденный в установленном порядке.

Основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является:

- истечение срока исполнения органом ЗАГС внесенного предписания об устранении предыдущей проверкой выявленного нарушения;

- поступление информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии в деятельности органов ЗАГС нарушений законодательства Российской Федерации, надзор за соблюдением которого входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов);

- жалоба на действия (бездействие) органа ЗАГС, связанная с невыполнением им требований законодательства Российской Федерации, а также получение иной информации, подтверждаемой документами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обращение в Минюст России (территориальный орган), не позволяющее установить его автора, не может служить основанием для проведения внеплановой проверки.

О проведении плановой проверки орган ЗАГС уведомляется Минюстом России (территориальным органом) не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления с сопроводительным письмом копии приказа Минюста России (территориального органа) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также посредством телефонной и (или) факсимильной связи.

В случае проведения внеплановой выездной проверки орган ЗАГС уведомляется Минюстом России (территориальным органом) не менее чем за сутки до начала ее проведения посредством телефонной и (или) факсимильной связи.

Основанием для проведения проверки является приказ Минюста России (территориального органа) о проведении проверки.

 Контрольная и надзорная функции в отношении одного органа ЗАГС осуществляются одновременно.

В рамках реализации государственной функции в части надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния органом ЗАГС проверяются:

книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги);

документы, являющиеся основанием для государственной регистрации актов гражданского состояния, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, а также их исправления (изменения);

документы по внесению исправлений (изменений) в записи актов гражданского состояния;

журналы учета заявлений и (или) заявления граждан о государственной регистрации актов гражданского состояния, совершении иных юридически значимых действий и иные документы, представленные в связи с государственной регистрацией актов гражданского состояния и совершением иных юридически значимых действий;

платежные документы, подтверждающие полноту и своевременность уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и совершение иных юридически значимых действий;

документы, подтверждающие предоставление в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также документы, касающиеся формирования архивных фондов.

В рамках реализации государственной функции в части контроля за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния рассматриваются:

- нормативная правовая база и работа органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;

- соблюдение порядка назначения высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, по согласованию с Минюстом России;

- структура и организация деятельности органов ЗАГС в субъекте Российской Федерации;

- вопросы учета и хранения бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, являющихся документами строгой отчетности;

- взаимодействие с территориальным органом Минюста России по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния;

- работа с обращениями граждан, в том числе жалобами на действия (бездействие) органов ЗАГС, своевременность их рассмотрения;

- достоверность, полнота и своевременность представления в территориальный орган статистической отчетности, установленной Минюстом России в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

- проведение мероприятий по защите и сохранности информации.

Если государственную регистрацию актов гражданского состояния в субъекте Российской Федерации осуществляют государственные органы, контрольные функции осуществляются как в отношении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены вопросы организации государственной регистрации актов гражданского состояния, так и в отношении всех органов, непосредственно осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

В тех случаях, когда полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния переданы органам местного самоуправления, контрольные функции осуществляются только в отношении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена организация государственной регистрации актов гражданского состояния.

При проведении проверки уполномоченное лицо проводит опрос (анкетирование) населения об удовлетворенности услугами в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, результаты которого отражаются в акте проверки.

Основанием для принятия решения о мерах по результатам проведенной проверки является акт проверки, в котором отмечены выявленные нарушения законодательства Российской Федерации.

По фактам нарушений, выявленных при проведении проверки, Минюстом России (территориальным органом) в соответствии с законодательством Российской Федерации принимаются следующие меры:

- вносится предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

- направляется руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, и (или) высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации информация о нарушениях, выявленных в ходе проверки;

- подготавливается представление Министерства юстиции Российской Федерации о временном изъятии Правительством Российской Федерации полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае их ненадлежащего осуществления.

Уполномоченное лицо, установившее в ходе проведения проверки факты нарушений (далее - специалист), готовит проект:

- предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

- письма руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, и (или) высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации с информацией о нарушениях, выявленных в ходе проверки;

- письма территориального органа в Минюст России о ненадлежащем осуществлении полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, для принятия решения, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" Минюст России вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

Основанием для внесения предписания органу ЗАГС являются нарушения законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, отраженные в акте проверки.

Текущий контроль за соблюдением и исполнением положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также принятием решений гражданскими служащими осуществляет директор Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой.

87. Текущий контроль за соблюдением и исполнением в территориальных органах положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также принятием решений гражданскими служащими осуществляет заместитель начальника территориального органа в соответствии с распределением обязанностей.

88. Для текущего контроля используется служебная корреспонденция Минюста России (территориального органа), устная и письменная информация гражданских служащих, осуществляющих регламентируемые действия.

О случаях и причинах нарушения сроков и содержания административных процедур ответственные за их осуществление гражданские служащие немедленно информируют своих непосредственных руководителей, а также принимают срочные меры по устранению нарушений.

Порядок и периодичность осуществления проверок полноты

и качества исполнения государственной функции

 

Порядок и периодичность проведения плановых проверок выполнения территориальными органами положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, осуществляются в соответствии с планом командирования на текущий год, утверждаемым приказом Минюста России.

Внеплановые проверки проводятся по решению (на основании поручения) Министра юстиции Российской Федерации, его заместителя, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы осуществления контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния по жалобам заинтересованных лиц на действия (бездействие) должностных лиц Минюста России (территориального органа).

 

Предложения о проведении таких проверок с обоснованием необходимости их проведения готовит Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой.

06 октября 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).