Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в представляемых ими документах для государственной регистрации

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва во исполнение подпункта 19.5 пункта 19 Приказа Минюста России от 14.03.2018 № 55 «Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу «Об итогах деятельности Министерства юстиции Российской Федерации за 2017 год и задачах на 2018 год» подготовлен обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в представляемых ими документах для государственной регистрации.

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва (далее – Управление) принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

Статьей 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях»), статьей 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон «Об общественных объединениях») и статьей 11 Федерального закона от  26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях» (далее – Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях») установлены перечни документов, представление которых необходимо для государственной регистрации некоммерческой организации, в качестве юридического лица.

Представляемые документы на государственную регистрацию некоммерческой организации должны быть надлежащим образом оформлены и соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

На государственную регистрацию некоммерческих организаций поступило всего  в 2015 году – 147, 2016 – 181, 2017 году – 171. По результатам рассмотрения указанных заявлений некоммерческих организаций решения об отказе в государственной регистрации приняты в 2015 году - 9, 2016 году – 6, 2017 году – 5.

Практика показывает, что поступившие на государственную регистрацию документы некоммерческих организаций в большинстве случаев соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

Вместе с тем, в случаях, определенных статьей 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статьей 12 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных организациях», некоммерческой организации может быть отказано в государственной регистрации.

Проведенный анализ результатов рассмотрения поступивших заявлений некоммерческих организаций в 2015-2017 гг. показал, что при оформлении документов заявители допускают следующие типичные нарушения законодательства Российской Федерации.

1. Требования к уставу некоммерческих организаций установлены Гражданским кодексом Российской Федерации, статьей 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статьей 10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Однако представляемые на государственную регистрацию уставы некоммерческих организаций не всегда содержат положения, соответствующие требованиям действующего законодательства. Так, в уставах некоммерческих организаций в основном:

1) не полностью указывается исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организацией.

Вопросы исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческих организаций определены пунктом 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

К примеру, положения устава региональной общественной организации, устанавливающие исключительную компетенцию ее высшего органа управления, на момент проведения правовой экспертизы не соответствовали вышеуказанным положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, в уставе указанной региональной общественной организации вопросы  определения порядка в состав участников общественной организации и исключения из числа ее участников, назначения ликвидационной комиссии и утверждения ликвидационного баланса, назначения  аудиторской организации или индивидуального аудитора не установлены.

Аналогичные нарушения в рассматриваемом периоде содержались в уставах 7 некоммерческих организаций.

2) не определяется четкое разграничение компетенций высшего органа управления и других органов некоммерческой организации.

Например, вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции высшего органа управления, в уставе некоммерческой организации отнесены к компетенции иного органа организации, либо одни и те же вопросы дублируются в полномочиях высшего органа управления и другого органа некоммерческой организации.

Так, при проверке устава автономной некоммерческой организации установлено, что к компетенции его коллегиального органа – правления относится решение вопроса о создании и открытии представительства, а также распоряжение имуществом данной организации.

Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» формирование и использование имущества относится к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.

Также согласно абзацу одиннадцатому пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» вопросы исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации.

Кроме того, в уставе указанной автономной некоммерческой организации вопрос о создании ее филиалов и открытии представительств отнесен к компетенции двух органов, а именно учредителя и коллегиального органа – правления.

Аналогичное нарушение также выявлено в уставе региональной общественной организации.

3) уставы общественных объединений не содержат обязательные сведения, предусмотренные для общественных объединений.

Так, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» в уставах 3 общественных объединений не указана территория, в пределах которой данные общественные объединения осуществляют свою деятельность.

4) в соответствии с пунктом 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

В нарушение вышеуказанного положения Гражданского кодекса Российской Федерации в уставах 2 общественных организаций и 3 иных некоммерческих организаций отсутствуют сведения об организационно-правовой форме.

2. В представленных на государственную регистрацию документах общественных  объединений установлено, что наименования 2 общественных организаций и общественного движения не содержат указания на территориальную сферу и характер их деятельности, что является нарушением части 1 статьи 28 Федерального закона «Об общественных объединениях».

3. В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческих организаций, которые предусмотрены уставом.

Осуществление иных видов деятельности для некоммерческих организаций, действующее законодательство не предусматривает. В связи с чем, устав некоммерческой организации должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности некоммерческой организации.

В нарушение вышеуказанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставах 4 некоммерческих организаций  предусматривалось осуществление «иных видов деятельности».

4. Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации вправе иметь символику – эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

В нарушение указанного положения Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставах 4 некоммерческих организаций определено, что символика данных организаций подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.

5. В соответствии с абзацем вторым статьи 29 Федерального закона общественное объединение соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Однако при проверке документов 2 общественных организаций, представленных на государственную регистрацию, установлено, что данными общественными организациями не соблюдаются положения собственных уставов.

Так, согласно протоколам высшего органа управления данных общественных организаций, в состав их постоянно действующего руководящего и контрольно-ревизионного органов избраны приглашенные лица, не являющиеся их членами.

Вместе с тем, в уставах указанных общественных организаций определено, что составы постоянно действующего руководящего и контрольно-ревизионного органов избираются высшим органом управления общественной организации из числа ее членов.

6. Типичным нарушением также является несоблюдение требований пункта 3 статьи 50.1 и статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации при оформлении решений об учреждении некоммерческих организаций и протоколов о принятии решений, представляемых некоммерческими организациями для государственной регистрации.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, а в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 52 названного Кодекса, о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.

В нарушение указанного положения Гражданского кодекса Российской Федерации в решениях о создании 2 общественных организаций и общественного движения не указаны сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества данных организаций и движения.

В нарушение пунктов 1 и  4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации протоколы некоммерческих организаций не содержат сведений о времени проведения собрания, результатах голосования по каждому вопросу повестки дня и лицах, проводивших подсчет голосов, а также в нарушение пунктов 42 и 43 Административного регламента  предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, в протоколе общего собрания местной религиозной организации отсутствуют сведения об общем количестве членов данной организации на момент проведения собрания и соблюдении положений ее действующего устава, что не позволяет определить правомочность принятия решения данным органом.

Кроме того, типичным нарушением законодательства Российской Федерации является ненадлежащее оформление представленных некоммерческой организацией документов на государственную регистрацию:

1) листы представляемых документов не пронумерованы, не прошиты и не заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

2) бланки заявлений для государственной регистрации заполняются без учета требований Приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», в частности:

 - не полностью заполняются необходимые графы заявления либо заполняются графы, не предусмотренные для данной формы заявления;

- в нарушение требований к оформлению заявлений типы адресных объектов указываются без использования сокращений в соответствии с приложением 2 требований к оформлению документов;

- не указываются сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Указанные нарушения имелись в заявлениях 4 некоммерческих организаций.

В целях уменьшения количества отказов в государственной регистрации специалисты Управления анализируют основные ошибки, допускаемые при подготовке документов некоммерческих организаций, обобщают практику, сформированную при рассмотрении документов, поступивших для государственной регистрации, с учетом изменений законодательства в сфере некоммерческих организаций и рекомендаций Министерства юстиции Российской Федерации. Указанная информация доводится до сведения представителей некоммерческих организаций на проводимых Управлением семинарах и консультациях.

29 мая 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).